Что значит расклинцовка щебнем

Наличие надежной и прочной основы — это одно из важнейших требований, предъявляемых к автомобильным дорогам и трассам. Соблюсти его позволяет устройство щебеночной подушки. Чтобы она была максимально стойкой и прочной, этот сыпучей материал укладывают по технологии, которая получила название расклинцовка. Иначе основание не будет обладать необходимыми качествами, что повлечет за собой негативные последствия для покрытия в целом.

Что такое расклинцовка?

Дорожное полотно должно обладать максимальной устойчивостью к высоким постоянным нагрузкам. Это качество и определяет главное назначение данного покрытия.

Верхнего асфальтного или железобетонного слоя недостаточно, чтобы добиться максимальной прочности и длительной эксплуатации. Он должен иметь под собой надежную, а, главное, неподвижную опору, исключающую какие-либо подвижки. И поскольку щебень относится к сыпучим материалам, имеющим разную фракцию, обычная укладка не позволяет исключить пустоты.

Обеспечить плотность и отсутствие пространства между «зернами» и призвана расклинцовка. Эта применяемая в дорожном строительстве технология заключается в перераспределении щебня так, чтобы между отдельными элементами не осталось никаких пустот. Такая утрамбовка камней позволяет получить целостную подушку, которая обеспечивает максимально возможную прочность всего дорожного полотна.

Расклинцовка щебнем

Расклинцовка: суть технологии

Пустоты невозможно заполнить щебнем одинаковой фракции. Размеры зерен должны быть различными. Чтобы они распределялись равномерно, заполняли собой пространство, материал засыпают слоями, а саму расклинцовку проводят в несколько этапов:

  • подготовка;
  • укладка щебня;
  • проверка.

Добиться максимальной плотности и ровности закладываемых камней позволяет задействование дорожных специальных катков. Количество расклинцовок может варьироваться от одного и до трех. Это зависит от того, какие требования износостойкости и прочности предъявляются к строительным дорожным работам, исходного материала.

Подготовительный этап

Щебеночное основание на ответственных участках не может быть уложено на неподготовленное основание. Чтобы обеспечить высокое качество расклинцовки проводят следующие работы:

  1. Срезают верхний слой грунта. Если существует такая необходимость, то выполняют рытье котлована. Проводят уплотнение почвы.
  2. Чтобы защитить щебень от пагубного воздействия влаги, обустраивают гидроизоляцию. Чаще всего применяют такой материал, как геотекстиль. Его выкладывают по всей площади будущего дорожного полотна.
  3. Укладывают песчаную подушку, которая улучшает дренажные свойства дорожного основания. Толщину этого слоя определяют на этапе проектирования. Она варьируется в пределах от 20 см до 0,5 м.

Когда подготовка завершена, переходят к основным работам.

Расклинцовка: суть технологии

Расклинцовка щебня

Осуществляется в несколько последовательных этапов:

Первый этап. Предполагает укладку щебня с фракцией 20-70 мм. Крупные камни в 70-120 мм используют гораздо реже. Чаще всего они применяются во время выполнения дорожных работ. Выложенный слой насыпного материала утрамбовывают, а сверху «застилают» сеткой или бетоном, отходами кирпича.

Второй этап. Заключается в укладывании фракции 20-40. Этот слой должен иметь толщину в 20 см, утрамбовываться виброплитой либо катком как минимум пять раз. Чтобы исключить перегрев при возникновении трения зерен, щебень каждый раз поливают водой.

Третий этап. На утрамбованное основание укладывают мелкую фракцию — камни размером от 5 до 20 мм. Таким образом, самые маленькие зерна щебня находятся наверху. Заключительный слой делается достаточно тонким.

Если в процессе выполнения работ используется трудноуплотняющийся щебень, перед расклинцовкой он подвергается обработке вяжущим органическим веществом. Его расход варьируется от 2,5 до 4 литров на квадратный метр.

Проверка расклинцовки

Суть технологии заключается в устройстве щебеночной подушки с высокой степенью плотности, прочности, надежности, без отсутствия каких-либо подвижек. Определить эти параметры с точностью при визуальном осмотре невозможно. Для этого используется специальный прибор.

Принцип работы такого устройства основан на динамическом зондировании. Несколько ударов, наносимых прибором, позволяют зафиксировать степень усадки. Если она соответствует заявленным требованиям, щебень, независимо от фракции, утрамбован качественно, можно продолжать укладку и уплотнение катком следующего слоя или завершать работы. Это зависит от того, сколько расклинцовок требуется сделать.

Чтобы защитить полученное основание из щебеночного материала от возможных загрязнений, его засыпают песком. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда между проведением расклинцовки и последующей укладкой дорожного полотна выжидается какой-то определенный промежуток времени.

Важные нюансы

Поэтапное засыпание щебня, сопровождаемое утрамбовкой с использованием специализированной строительной техники, проводится исключительно на базе точных расчетов. Без определения требуемого количества материала одной, второй, третьей фракции невозможно достичь высокой плотности и прочности основания.

Учитываются стандарты и особенности укладываемого дорожного покрытия, условия эксплуатации, особенности региона. Немаловажное значение имеет марка прочности исходного щебеночного материала. Если это щебень марки M600, достаточно проведения расклинцовки в один этап. Это касается материала, поставляемого разнофракционным, либо использования щебеночно-песчаной смеси.

Расход щебенки при расклинцовке

Определяется ГОСТом 8267 и обозначает количество щебеночного материала различной фракции для укладки основания, равного одной тысячи квадратных метров. Если используется фракция 5-10, 10-20 и 20-40, потребуется порядка 10 кубических метров.

Аналогичный расход характерен и при использовании самой крупной фракции, размер зерен которой составляет от 70 до 120 мм. Отсутствие увеличения количества необходимого материала обусловлено величиной камня.

Наибольшее количество материала требуется на укладку первого слоя. Чтобы выложить основание в 1 тыс. кв. м., необходимо порядка 15 кубометров щебня с фракцией зерен 40-70 мм.

Область применения расклинцовки

Не ограничивается строительством дорожного полотна с высокой пропускной способностью, выдерживающего большие нагрузки.

Расклинцовка необходима при:

  • возведении фундаментов для высотных зданий;
  • строительстве аэродромных взлетно-посадочных полос;
  • производстве ответственных железобетонных конструкций.

ЖБИ изготавливают с использованием расклинцовки как в заводских условиях, так и непосредственно на строительной площадке.