Стропами называются специальные приспособления обеспечивающие крепление перемещаемых предметов к грузоподъемным механизмам. Выпуск осуществляется только специализированными организациями согласно требованиям соответствующих стандартов.
По материалу, применяемому для изготовления, они могут быть:
Выпускаются по ГОСТу 25573 из стальных круглых канатов различного диаметра, имеющих двойное или крестовое плетение. При крестовом исполнении проволоки в прядях скручиваются в одном направлении, а пряди свиваются в противоположном. Двойной вариант имеет скрутку всех элементов в одном направление.
Для изготовления троса применяют тянутую проволоку из высокоуглеродистой стали маркой не ниже Ст60. Выбор диаметра (0,8 – 2,0 мм) зависит от требующейся прочности. Конструкция усиливается пористыми или стальными сердечниками, позволяющими увеличить грузоподъемность и длительность эксплуатации изделия. На каждую проволоку наносится смазка. Петли создаются запрессовкой концов во втулки или плетением.
Допускается работа при температурах от -40 до +400°С. Стандартная длина колеблется в пределах 1 – 8 м. Для маркировки используется аббревиатура СК (строп канатный)
Требования к их производству установлены РД 11-07-2007. Для выпуска этого вида используются цепи со звеньями, изготовленными из прутков диаметром 6 – 32 мм. Применяется сталь марок Ст3 (для 3 и 5 класса), Ст20 (остальные классы). При тяжелых условиях эксплуатации требуются элементы из низколегированной стали марок 18Г2С или 20ГС.
Ширина звеньев чуть больше 3-х диаметров прутка, а высота варьируется в пределах 18 – 116 мм. Грузоподъемность цепных конструкций достигает 67 тонн с 4-х кратным запасом прочности.
Эксплуатируются при температурах от -40 до +200 градусов. Стандартная длина не превышает 8 м. В маркировке используются буквы СЦ (стропы цепные). Иногда, при применении изделий в кислой среде, для защиты используется метод воронения. Высокотемпературные оксиды железа создают пленку блокирующую появление коррозии.
Комбинированный вариант предусматривает изготовление строп из двух материалов, как правило, это цепи и канаты.
К этому виду относят изделия, выполненные из пеньковых, хлопчатобумажных, нейлоновых или капроновых материалов, могут быть круглого или плоского сечения. Допустимую нагрузку проверяют с коэффициентом запаса прочности равным 8. Усилие, применяемое для разрыва, должно соответствовать ГОСТам 483-75* или 1088-71.
Применяются для грузов, максимальный вес которых не превышает 1,5 т. Маркировка включает буквы СТ (строп текстильный). Петли при плетении должны иметь минимум две полных и две половинных пробивки с обязательной оплеткой места соединения.
В зависимости от назначения и способа применения приспособлений они могут иметь разную конструкцию.
Такой вид применяется для крепления методом охвата груза (на удавку). Выпускается в замкнутом или открытом варианте.
Замкнутые стропы, изготавливаются из отрезка, концы его соединяются посредством плетения на специальном оборудовании (канаты и текстиль) или замковым способом (цепи). Открытый тип это отрезок с выполненными на каждом конце петлями. На такие типы наносится маркировка: УСК (УСЦ) –2 или СТК (кольцевые); УСК – 1, ВЦ (ветвь цепная), СТП (открытое исполнение).
Пауки выпускаются путем закрепления на коуш (каплевидный или округлый) нескольких ветвей со смонтированными на свободном конце зацепами в виде крюков или карабинов. Обозначаются 1СК, 2СК, 3СК, 4СК (канатные) или 1СЦ, 2СЦ, 3СЦ, 4СЦ (цепные). Где цифра указывает на количество ветвей.
Каждое изделие должно снабжаться биркой с нанесенными:
Изготавливают бирки в металлическом варианте (сталь или алюминий), надписи делают ударным способом. Место расположения строго не регламентируется. Могут прикрепляться на разные элементы.
Для текстильных видов изготавливают пластиковые или кожаные бирки. Плоские модели допускается маркировать нанесением информации на само приспособление.
На каждую конструкцию обязательно оформляется паспорт со всеми техническими данными и периодичностью испытаний.
При осуществлении погрузо-разгрузочных или монтажных работ необходимо правильно подобрать требующееся изделие. Учитываются несколько факторов. Закрепленный груз должен находиться в горизонтальном положении, исключающем возможность опрокидывания при перемещении. Для устранения возможного вращения или раскачивания применяются пеньковые оттяжки.
Соблюдается равномерное распределение нагрузки на ветви. Грузоподъемность должна соответствовать весу, а угол между стропами иметь оптимальное значение в пределах 60 – 90 градусов.
Канатные конструкции широко используются в строительстве и металлургии, на предприятиях нефтехимии и в лесной промышленности, при организации грузоперевозок и на логистических объектах. Существуют ограничения для применения в горячих или имеющих кислотную среду производствах, не рекомендуется работа с хрупкими грузами.
Цепные модели характеризуются большой гибкостью и хорошо подходят для работы с грузами, имеющими крупные габариты, большой вес или острые грани. Широко используются для перемещения горячих предметов.
Текстильные виды за счет плавного облегания перемещаемого груза, хорошо обеспечивает его сохранность. Применяются в складских помещениях, строительстве, погрузке или выгрузке товаров небольшого веса.
Все стропы периодически проходят проверку грузоподъемности. Для этого на них закрепляют тяжести с учетом коэффициента прочности необходимого данному виду, осуществляют подъем и выдерживают 3 минуты. После чего опускают. Производится осмотр и, если не зафиксировано повреждений, допускается дальнейшая эксплуатация.
Кроме испытаний проводятся периодические осмотры изделий, по результату которых выбраковываются непригодные для дальнейшей работы.
Запрещается применение канатных строп, если при визуальном осмотре обнаружены:
Цепные конструкции осматривают не реже одного раза в 10 дней. Не допускаются к использованию, если:
Запрещается работать текстильными изделиями с отсутствующей маркировкой или имеющими:
Стропы являются простым в обслуживании и надежным в эксплуатации оборудованием. Их правильное использование помогает осуществлять безопасное перемещения груза и обеспечивает его сохранность.