Холодный асфальт – дорожный строительный материал, полученный искусственным путем. Применяется при асфальтировании дорог или ямочных ремонтах. Состоит из минерального наполнителя в жидком виде. В качестве минерального составляющего употребляются гравий, порошок или песок, жидкого – нефтяной битум с добавками. Хоть холодным именуют именно такую модификацию асфальта, тем не менее существуют иные смеси, к каковым можно применить наименование «холодный асфальт», то есть эмульсионно-минеральная литая и асфальтобетонная регенеративная. Первая используется при тонкослойных обработках поверхности для восстановления ее эксплуатационных свойств, вторая – при укладке пластов так называемой «дорожной одежды» (верхний шар основания дороги, нижний шар покрытия и верхний шар дороги).
Как видно, смеси отличаются как составляющими элементами, так и областями использования.
Асфальтобетон, созданный по холодной технологии, твердеет в процессе испарения углеродов, которые находятся в составе битума, горячий – в процессе остывания смеси, которая предварительно утрамбовывается. Еще горячая асфальтная смесь применяется для устилания дорог больших площадей и разных категорий. Главная сфера употребления холодной смеси – ремонт ям малых размеров.
Сроки хранения материалов также отличаются. Горячий должен быть применен в течение считанных часов после подготовки на заводе, холодный может фасоваться по герметичным емкостям, что позволяет сохранять материал до полугода.
Основной областью использования является ямочный ремонт дорожного асфальтобетонного полотна небольшими площадями (1 м2), общая площадь работ при этом должна составлять 5 м2. Прежде всего, холодная смесь используется для быстрого устранения изъянов дороги на начальном этапе ее разрушения, ограничивая дальнейшую порчу асфальта, поскольку маленькая ямка со временем превратится в большую, что приведет к увеличению затрат при детальнейшем ремонте. Это также обеспечит безопасность транспортного движения.
Поскольку холодный асфальт нормально переносит низкие температуры воздуха окружающей среды, он остается актуальным материалом во время проведения ремонта дорог в зимний период. В отдельных случаях нет возможности использовать традиционные дорожные материалы. Зимой холодные смеси можно заменить горячим литым асфальтом, однако он значительно дороже, поэтому при малых объемах работы единственным рациональным вариантом будет использование асфальтобетонной смеси, созданной по холодной технологии.
Холодный асфальт обладает меньшей прочностью и водостойкостью, нежели горячая смесь, вследствие этого допускается применять его на дорогах 3 – 5 категорий.
Несмотря на то, что основной сферой применения считается ямочный ремонт, с помощью холодного асфальтного материала можно устелить территории малых площадей, например, участок при доме или дорожку для пешеходов.
По структуре холодный асфальт – это обычная асфальтобетонная смесь, которую дополняют вяжущим веществом – нефтяным дорожным битумом с добавками. Как правило, количество битума в смеси составляет около 5 %. В качестве наполнителя в состав асфальта добавляют щебень малых и средних фракций, а также песок.
Существуют несколько разнящихся между собою способов создания смесей:
Срок оберегания варьируется от пары недель до полугода. Зависит от способа складирования и применяемого вяжущего материала.
1. Разметка, нарезка швов и демонтаж. Разметка делается с таким учетом, чтобы захватить около 5 см не поврежденного покрытия. Удаление поврежденного асфальта производится фрезой или отбойным молотком;
2. Очистка. Сначала изымаются крупные куски асфальта, зачем яма очищается от влаги, пыли и прочих элементов;
3. Подгрунтовка. Стенки и дно обрабатываются битумной смесью (расход 0,5 л на м2);
4. Укладка. Пласт холодного асфальта должен составлять не больше 5 см, когда глубина ямы больше, то делается подложка из щебенки. Слой необходимо создавать такой, чтобы он был выше на 2 см уровня дороги (запас уплотнения). В холодный период материал перед работами хранится несколько дней при комнатной температуре, что придаст асфальту подвижности. При толщине слоя 1 см расход холодной смеси составляет 25 кг/м2;
5. Уплотнение. Для этой цели используется виброплита или ручная трамбовка. Уплотнение делается по спирал, а именно от края к центру. Большее внимание уделяется месту соединения старого полотна с новым слоем;
6. Отсыпка. Чтобы предотвратить прилипание холодной асфальтной смеси к колесам, поверхность посыпается цементом или песком с учетом расхода 5 кг на м2).