Новым дверям из МДФ или старым деревянным можно придать эстетическую привлекательность, окрасив под дерево. Для этого нужно сохранить или создать на полотне двери естественную красоту структуры натурального дерева. Очень важно подобрать специальную краску, которая позволила бы осуществить эту цель. Профессиональные мастера рекомендуют использовать непрозрачные эмали и красящие составы, содержащие акриловую, перхлорвиниловую, полиуретановую, масляную или алкидную основу.
Освежить цвет дерева или придать ему другой оттенок помогут лаки, морилки или специальные масляные пропитки. Созданные на водной основе акриловые краски имеют хорошую консистенцию, обеспечивают хорошее окрашивание материала, алкидные красители отличаются оптимальными водоотталкивающими свойствами, устойчивостью к температурным колебаниям, быстрым высыханием.
Процесс окрашивания состоит из нескольких этапов. При этом часто используется два разных состава. До нанесения декоративного покрытия поверхность материала покрывают пропиткой, она может быть с тонирующим эффектом или не обладать им. Большую роль играет правильный подбор составов, которые при совместном применении дадут отличный результат. Например, нельзя совмещать нанесение слоя олифы и последующую обработку лаком. В этом случае вместо олифы нужно использовать морилку.
При использовании только морилки или пропитки, их наносят двумя или тремя слоями, исходя из состояния обрабатываемой поверхности. Красители, основой которых является алкидная смола, можно наносить только на сухой материал. Если его поверхность в момент окрашивания влажная, краска впоследствии начнет лущиться, под ней образуются воздушные пузырьки, из-за которых она отслоится.
В конструкцию двери входят не только ее полотно, но и косяки, а также притолока. В предварительном этапе работы все эти части двери грамотно подготавливаются, чтобы они не отличались после окрашивания по тональности друг от друга. Для этого полотно снимается с петель, кладется на подходящий для его размещения предмет, в качестве которого возможно использование козел, стола или двух табуретов.
При применении алкидного состава с едким неприятным запахом лучше выполнять работу на открытом воздухе, расположившись во дворе дома, на открытой, хорошо проветриваемой террасе или на балконе. Если по каким-либо причинам вы не желаете снимать полотно, можно вставить в зазор, отделяющий его от косяка, клинья для обеспечения доступа кисти к поверхности любого элемента двери.
Подобная блокировка поможет также избежать закрывания двери до ее полного высыхания, чтобы избежать повреждения нанесенного слоя краски. Фурнитуру также желательно демонтировать. Если петли и ручки несъемные, их можно защитить от попадания краски с помощью бумаги и скотча, обмотав ими эти детали или использовать в этих целях фольгу. Защитить механизм замка поможет наклеивание на него отрезка скотча.
После того, как материал очищен от старого покрытия и выступающей шпатлевки, его следует пропылесосить, протереть влажной ветошью, высушить и начать окрашивание. Дверь можно окрасить равномерно краской одного тона или создать на ней рисунок, имитирующий структурные линии натурального массива дерева. Так же ее поверхность может быть искусственно состарена.
Для равномерной окраски двери используется распылитель, при его отсутствии - филеночная кисточка или валик. До начала окрашивания кисть распушивают, позволяя выпасть плохо закрепленным щетинкам. Схема окрашивания зависит от типа дверной конструкции.
Окрашивание щитовой двери производится тремя этапами. Лучше использовать для этого валик: им поверхность будет окрашена равномерно, без прилипших щетинок. Наносить краску лучше начать с торца, граничащего верхним углом полотна с левой стороны, направляя валик слева направо. Закончив окраску, следует подождать, пока она высохнет, отведя на это такое количество времени, которое указано в инструкции производителя.
Второй этап окрашивания выполняется в вертикальном направлении, а третий – горизонтально, но в обратном направлении относительно первого слоя. Для филенчатой двери следует использовать кисть, при прохождении которой в углублениях полотна не набирать на нее избыточного количества краски, чтобы избежать образования подтеков. Завершается окрашивание применением валика таким же образом, как и для щитовой двери.
Дверь подготавливают по описанной выше технологии, необходимо снять ее с петель, чтобы расположить горизонтально.
Готовую к окраске поверхность последовательно покрывают двумя или тремя слоями основной краски, используя кисточку или валик. Когда они полностью высохнут, приступают к следующему этапу, при котором используется вспомогательная краска. Ее наносят тонким слоем на основную и, не ожидая, пока высохнет, специальной эластичной теркой, имеющей зубцы, снимают часть нанесенной краски.
Терку двигают в продольном направлении по полотну двери. Это напоминает расчесывание волос гребенкой. Образующийся в результате рисунок имеет сходство со структурой дерева. Когда краска высохнет, ее можно покрыть тональным лаком.
Французская технология, позволяющая создать имитацию редких или дорогих пород дерева. На подготовленную поверхность наносится базовый слой, в качестве которого обычно используют акриловую краску. После высыхания его ошкуривают и покрывают смесью, состоящей из предварительно прокаленного конопляного масла и уайт-спирита в соотношении 1 к 6.
Затем наносится лессировка, в которую входят уайт-спирит, скипидар, красители порошкового вида или белила. Для нанесения состава волнистыми линиями используется широкая кисть или губка. Чтобы сделать фактуру более выраженной, можно покрыть поверхность несколькими слоями лессировки. После высыхания красящего раствора наносят лак.