Разнообразие мощения плит является неотъемлемой чертой любого ландшафта. За красивым дизайном кроется нелегкий процесс обустройства дорожек, площадок и отмостков.
Основанием под плиты служит, как правило, настил песка с щебнем, который отводит от них влагу. По-другому выложить дорожки можно, укладывая плиты на основание из бетона. Второй метод обустройства тротуаров плитами требует полного соблюдения технологических правил. При грамотном выполнении всех работ дорожному покрытию долговечность обеспечена.
Технологии производства стройматериалов постоянно развиваются. Сегодня можно подобрать любой вид плитки. Различные вариации изготовления дают возможность создавать детали мощения с нанесением рисунка 3D с различными формами и оттенками.
Первый способ предполагает непростую геометрию, дает возможность создавать уникальные узоры. Вибролитье придает плитам большую прочность, стойкость к морозам, водонепроницаемость. Стоимость данного изделия очень высока.
Продукция, выполненная по второму варианту, менее эстетична и не имеет разнообразия. Такой материал имеет меньшую стоимость, не уступает по степени окрашивания, способна служить двадцать лет.
Естественный камень, керамогранит, полимербетон тоже могут служить для изготовления тротуарных плит, но они не такие распространенные. Эти детали мощения быстро теряют свой первозданный вид из-за появления на них царапин или сколов. Стоят они дорого, что значительно снижает их использование в строительстве дорожек.
Методы крепления плит в зависимости от их вида мало чем отличаются один от другого. Фиксировать изделия на основание из бетона можно с помощью цементно-песчаного раствора или специального монтажного клея. Плиты, изготовленные посредством вибролитья, укладывать рекомендуется на клей, который крепко их сцепит с бетоном.
Плиты можно укладывать на поверхность из бетона, уже имеющуюся. Однако, чаще в работы мощения входит и устройство основания. Независимо от типа запланированной конструкции дорожки для лучшего дренажа и отведения от нее вод нужно делать основу с уклоном 1-2 см на каждый метр по всей длине покрытия. В противном случае, вода будет скапливаться на поверхности плит и проникать постепенно сквозь швы на основание из бетона. На плитах из ненатурального камня с учетом его малой проницаемости скопившаяся на них вода зимой будет то замерзать, то таять, постоянно меняя свой объем. Это приводит сначала к разрушению плиточной кладки, а со временем и всей конструкции.
Сначала делают разметку запланированной дорожки и готовят основание. Границы обозначают колышками с привязанным к ним шпагатом. Эти указатели будущей конструкции называются «красные метки». Любая веревка или нитка имеет свойство провисать на несколько миллиметров на отрезке одного метра. На следующем этапе снимают дерн и слой почвы в 10-15 см. Следует учитывать, что уровень дорожки по окончании работ поднимется на 7-10 см. Шпагат, поэтому, должен находиться на высоте не менее 30-ти сантиметров.
Если по удалении слоя почвы высота до красной метки больше 30-ти см, то ее избыток убирается коррекцией толщины подушки в сторону увеличения.
После того, как песок утрамбовали, выставляют опалубку, или выкладывают бордюры. Как правило, специалисты предпочитают изначально положить плиты, а потом – бордюрный камень. Можно работать в обратном направлении. В этом случае окаймление камнем станет опалубкой для бетонного покрытия.
Бордюр следует размещать таким образом, чтобы верх плит был выше на 2-3 см ихнего края. Тогда ограждающие части конструкции не будут препятствовать отводу избытков влаги с поверхности тропы. Для их монтирования по обе стороны рабочей площади копается неглубокая траншея. В нее укладывают подушку из песка с щебнем высотой пять сантиметров.
Потом заполнители покрываются раствором, на который устанавливается бордюрный камень, ограждение присыпают землей и укладывают основную подушку из песка под конструкцию.
Для заливки основы под плиты используют бетонную смесь с классом прочности В15. Если грунтовые воды располагаются близко к поверхности земли, смесь можно изготовить с прочностью более высокой, до В22,5. Долговечность основы, в этом случае, увеличивается почти в два раза.
Чтобы приготовить смесь из бетона, понадобится строительный специальный песок 1-ого или 2-ого класса, также заполнитель крупного калибра из горных твердых пород. Это может быть щебень гранитный или гравийный. Использование известняка значительно понизит устойчивость бетонной смеси к морозам и непроницаемость воды.
Для формирования основы по классу В20 для смеси объемом в один кубометр потребуются следующие составляющие:
- пластификатор в дозировке, рекомендованный изготовителем в инструкции по применению.
Перемешивать компоненты рекомендуется в смесителе, пока раствор не станет однородной массой, примерно 2-3 минуты.
Перед началом работ нужно поставить перемычки, функцию которых могут заменить клумбовые полимерные окантовки. Их надо располагать поперек канавы через метр по всей ее длины. Такие отсекания не дадут образовываться трещинам в основании, когда бетон будет расширяться или сжиматься от разности температур.
В заготовленную траншею можно также уложить сетку из арматуры с ячейками 10-20 см. Такой каркас значительно увеличит прочность создаваемого основания.
Для отведения лишней влаги нужно дополнительно поставить вертикально к отсечкам асбестовые или пропиленовые трубки. Их высота должна равняться толщине всей конструкции основы. Через их отверстия будет уходить влага, скопившаяся между покрытием и бетоном.
Заливку смесью из бетона нужно производить непрерывно, обеспечивая наполнение траншеи по всей ее длине на протяжении трех-четырех часов. В противном случае внутри бетона будут образовываться холодные спайки, которые снижают долговечность и стойкость конструкции. После заливки раствора погружным вибрирующим инструментом сотрясают бетонную смесь или прокалывают ее штыком, чтобы удалить из нее попавший воздух, а также для ее уплотнения.
Теперь все содеянное нужно покрыть пленкой во избежание испарения влаги и в течение 3-7 последующих суток поверхность основы следует регулярно увлажнять.
Перед тем, как начинать укладку плит, все отверстия в основании нужно заполнить щебнем, можно гравием мелкого калибра. Последовательность укладывания плитняка производится в следующем порядке:
На основание из бетона наносится сухая смесь из цемента с песком в соотношениях 1:5 или 1:6 соответственно. Композит называется гарцовкой. Готовят его в смесителе без воды. Смесь укладывается слоем в 5-10 см, после чего с помощью специального инструмента виброплощадкой ее уплотняют. Затем поверхность гарцовки нужно выровнять с помощью правила или доски. Чем качественнее будут выполнены эти работы, тем вероятность появления разных изъянов после формирования дорожки будет минимальной.
Тротуарные плиты укладываются на бетон от бордюров. Их начинают размещать от границы конструкции более высокой к более низкой. Перед этим на поверхности устанавливают специальные маячки. Для этого используют трубки с размером диаметра не больше двух сантиметров. Эти детали помогают сохранить узор и, чтобы он получился ровным при мощении. Плитку, при этом, нужно постоянно отстукивать для окончательного ее уплотнения и фиксирования в смеси из песка и цемента. Следует помнить, что расстояние между плитами должно оставаться около пяти миллиметров. Зазор создает защиту кладке от преждевременного ее разрушения при расширении или сжатии от разности температур. По окончании укладки плиток гарцовкой засыпаются швы между ними. Излишки смеси сметаются, чтобы не испортилась поверхность декорации. Поверхность всей кладки смачивается водой, чтобы крепежная смесь быстрее становилась твердой.