Отсутствие возможности подвести к домостроению центральную канализационную систему требует обустройства альтернативной конструкции в виде септика либо выгребной ямы. Последнюю чаще всего монтируют в сельских населенных пунктах, на дачных участках, а также тогда, когда экономия имеет первостепенное решающее значение. Минимальная стоимость подобной системы обусловлена тем, что она собирается из старых (отслуживших свой срок) покрышек. Они могут быть абсолютно любого диаметра.
Не может сравниться даже с самым простым по конструкции септиком, но обладает одним неоспоримым преимуществом — дешевизной. Она требует минимальных вложений, поскольку оборудуется из отслуживших свой срок покрышек от трактора, автомобиля и других транспортных средств. Сбор стоков посредством такой конструкции не требует сложного монтажа.
Если выгребная яма из покрышек обустраивается своими руками, то обходится такое сооружение в сущие копейки. Малые затраты и являются основной причиной тому, что владельцы дач и даже коттеджей, где нет возможности подключиться к центральным коммуникациям, отдают предпочтение этой системе сбора стоков.
Простота и дешевизна обустройства выгребной ямы — единственные преимущества, которыми может похвастаться конструкция, но, как правило, их достаточно для многих домовладельцев. Однако, учитывая несовершенство такой выгребной ямы, следует сначала рассмотреть недостатки сооружения, чтобы понять, с чем придется столкнуться:
Малый срок эксплуатации. Начальное предназначение покрышек заключается в совершенно ином. Резина, разъедаемая микроорганизма, разрушается, а металл — покрывается коррозией. Прослужит выгребная яма из б/у покрышек не более 10 или 15 лет.
Низкая герметичность. Избежать наличие стыков между элементами довольно сложно. Это может привести к тому, что стекающиеся в яму отходы просочатся в грунт, последствия чего не предвещают ничего хорошего. Этому может способствовать и легкий вес покрышек, приводящий к сдвигу изделий.
Не следует упускать из внимания процесс чистки такой ямы. Он не отличается сложностью, но довольно неприятен. Если эти недостатки компенсируются ценой вопроса, т данная конструкция просто идеальна и самая экономичная из возможных вариантов.
Монтировать конструкцию довольно просто. Обратный процесс, напротив, довольно сложен и кропотлив, а во многих случаях практически невозможен. Это обусловлено тем, что за десять лет эксплуатации на транспортных покрышках откладывается ил, который придает стоку огромный вес. Гораздо проще не демонтировать, а закопать отслужившую свой конструкцию.
Простейшие модели современных септиков имеют высокую стоимость. И кирпичные, и бетонные конструкции обходятся недешево. Однако, учитывая высокую надежность и герметичность подобных сооружений, именно они рекомендованы для монтажа в местах постоянного проживания. Если сток планируется оборудовать в дачном массиве, доме или коттедже, куда приезжают на выходные, бывшие в употреблении покрышки станут отличным решением.
Чтобы монтировать выгребную яму из старых покрышек, необходимо проделать следующую работу:
Простота и легкость устройства не означает того, что не существует никаких правил по обустройству стока.
Покрышки могут иметь самый разный размер. Диаметр зависит от индивидуальных потребностей.
колышки для разметок и ограждения участка.
Когда все необходимое есть, приступают к непосредственному монтажу конструкции.
Сточную конструкцию рекомендовано монтировать как можно дальше от фундамента, трубопровода, колодезной шахты, посадок. И если даже изделие разгерметизируется, это не окажет негативного влияния на коммуникационные системы, точки водозабора, основание домостроения и растительность. Вероятность нарушения герметичности выгребной ямы из покрышек достаточно велика.
Согласно существующим стандартам, местом для устройства стока должен быть участок, который находится на расстоянии:
Необходимо учесть наличие доступа для ассенизаторских шлангов. Еще одним важным моментом является длина трубы, ведущей от жилой постройки к яме. Она не должна быть чересчур длинной, а прокладываться с небольшим уклоном, чтобы избежать частых засоров.
Десяти б/у покрышек достаточно для того, чтобы сделать сток для слива, рассчитанный на трех-четырех человек. Можно взять и большее количество автоколес. Число покрышек увеличивают, в зависимости от того, сколько человек пользуются канализацией в доме. Далее, приступают к выкапыванию ямы.
На заранее намеченное под сливную конструкцию место укладывают шину для определения необходимого диаметра сооружения. Участок размечают с помощью колышков, а затем убирают автоколесо и приступают к раскапыванию земли. Дно обязательно должно иметь уклон в сторону, на которой расположен люк.
Обычным садовым буром в центральной части выкопанной ямы просверливают отверстие. Оно предназначено для выполнения функции слива естественного дренажа. Главное, определиться с правильной глубиной. Отверстие обязано проходить через грунтовый водоупорный пласт. Это делают, чтобы стоки не застаивались в выгребной яме.
В отверстие вставляют дренажную трубу. Она должна возвышаться над дном как минимум на метр, чтобы защитить дренажный элемент от попадания крупных нечистот. Верхнюю часть трубы рекомендуется закрыть полипропиленовой сеткой с небольшими дырочками по бокам. Посредством этих отверстий и будет выполняться дренажный сток. Их тоже рекомендуется накрывать сеткой.
На дно ямы засыпают десятисантиметровый слой щебенки. Далее, столбиком укладывают автоколеса. Предварительно с покрышек рекомендуется срезать внутренний обод. Проще всего это сделать посредством электрического лобзика. Таким образом, сточные воды будет стекать, а не накапливаться внутри колес. На одной из покрышек, применяя лобзик, проделывают отверстие. Оно будет служить для введения трубы, ведущей от дома к выгребной яме.
Нужно внимательно следить за тем, чтобы все шины плотно «сидели» на своих местах. Между покрышками и котлованом засыпают грунт. Места стыков между отдельными автоколесами обрабатывают герметиком. Это позволяет добиться максимально возможной изоляции выгребной ямы с целью предотвращения или минимизации утечки, если она произойдет, сточных загрязненных вод.
Обязательно нужно проследить за тем, чтобы последняя укладываемая покрышка, то есть самая верхняя, возвышалась над грунтом в пределах от 5 и до 10 сантиметров. Когда все шины полностью монтированы, последним шагом нужно лишь накрыть сточное сооружение люком. Он может быть выполнен из дерева или полимерного материала. Сверху крышку присыпают грунтом. Главное, на завершающем этапе вывести вентиляционную трубу из выгребной ямы. Ее высота над уровнем грунта должна быть около 60 сантиметров.
Требуется даже при небольшом уровне стоков. Процедуру, как и сооружение ямы, можно проводить самостоятельно, воспользовавшись насосом или, если такое оборудование отсутствует, вооружившись обычной лопатой и ведром. Конечно, содержимое ямы в подобном случае нужно куда-то выливать. Поэтому многие решают эту проблему, обращаясь к профессиональным ассенизаторам.
Таким образом, котлован для качественной очистки заглубляют максимум на 3 метра. Иначе нечистоты не будет до конца выкачены шлангом спецтехники. Важно, сразу обеспечить подъездной путь для транспорта. Чтобы прибегать к услугам ассенизаторов как можно реже, используют биологические или химические препараты.
Эта конструкция представляет собой альтернативу выгребной ямы, если она по каким-либо причинам не устраивает домовладельца. Элементарный септик позволяет довольно качественно очистить в небольших количествах стоки.
Септик из бывших в употреблении покрышек готов к использованию.