При проведении строительных работ часто возникает проблема трамбования грунта. На малых площадях это операция вполне может быть осуществлена вручную с помощью несложных приспособлений, которые изготавливаются непосредственно на строительной площадке. При работе на большой территории не обойтись без специальных механических трамбующих агрегатов, получивших название виброплит.
В настоящее время виброплиты разделяют в зависимости от силового агрегата, которые на нем располагаются. Существуют приспособления с электродвигателями и двигателями внутреннего сгорания – бензиновыми и дизельными. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки:
Рассмотрим оптимальное устройство приспособления, его составные элементы. Первый из них – рабочее основание – непосредственно сама плита. Она представляет собой плоскую гладкую подошву, к которой крепятся остальные узлы. Изготавливают ее обычно из стали, так как эта часть приспособления подвергается главным истирающим нагрузкам. Почва является очень сильным абразивом, что может привести к постепенному износу подошвы, нарушению ее геометрии.
Второй обязательный узел приспособления, как уже отмечалось выше – двигатель. Он является источником вращения, которое в дальнейшем используется для получения вибрации. Существуют специальные вибрационные агрегаты, объединяющие в себе двигатель и механический вибратор, при самостоятельном изготовлении роль источника вибрации может играть эксцентрик, насаживаемый на рабочем валу.
Третий узел – органы управления виброплитой. Для электрических – это кнопочный выключатель, позволяющий включать и выключать двигатель. Для бензиновых или дизельных – механизмы запуска и остановки. Кроме этого необходимым элементом управления является П-образная рукоятка, позволяющая направлять агрегат в процессе работы.
При необходимости периодического использования виброплиты и отсутствии денежных средств на приобретение агрегата заводского изготовления можем порекомендовать изготовить агрегат самостоятельно. Для этого вам понадобятся следующие инструменты:
Процесс изготовления вибрационной плиты начинаем непосредственно с основания. Для этого подготовленный стальной лист необходимо определенным образом деформировать – изготовить изгибы в передней и задней части во избежание зарывания приспособления в рыхлый грунт при работе. Согнуть металл такой толщины без специального заводского оборудования вам не удастся. Поэтому советуем поступить следующим образом. На расстоянии сантиметров 10 от каждого узкого края листа выполните разметку, параллельную кромкам. Далее по полученным линиям с помощью болгарки прорежьте металл на глубину миллиметра 2-3. Теперь, предварительно зажав сгибаемую часть в тиски, выполните гибку.
К сожалению, деформированный металл в процессе работы может вернуться в свое первоначальное положение, поэтому места сгиба необходимо проварить. Для этого с помощью сварочного аппарата аккуратно соедините надрезанные и согнутые части листа.
Далее отрезаем болгаркой два куска швеллера длиной 45 сантиметров и привариваем их параллельно друг другу в центральной части листа-основания. Расстояние между деталями определяем исходя из расположения крепежных отверстий в основании двигателя.
Как уже говорилось, двигатель является силовым агрегатом. Но при нормальной его работе вибрации минимальны или полностью отсутствуют. Для их получения существую специальные приспособления, называемые площадными вибраторами. Их можно приобрести в специализированных магазинах бетонной и вибрационной техники. Конечно, удовольствие это не из дешевых, но следует помнить, что вибратор – основной агрегат вибоплиты.
Для тех, кто планирует максимально удешевить процесс изготовления приспособления можно порекомендовать воспользоваться следующим шагом. Подберите стальной диск толщиной сантиметра 2-3 и диаметром около 150 мм. Затем разметьте и просверлите в нем отверстие, диаметр которого равен диаметру рабочего вала двигателя. Не забудьте проточить шпоночный паз для крепления маховика. Нюанс заключается в том, что отверстие не должно располагаться по центру диска, а отстоять от него на несколько миллиметров. Чем большим будет эта величина, тем сильнее будет полученная вибрация.
С помощью измерительных инструментов, имеющихся у вас в наличии, измерьте расстояние между крепежными отверстиями двигателя. Выполните разметку на приваренных ранее кусках швеллера, накерните и просверлите сквозные отверстия диаметром 10 мм. Установите двигатель и проконтролируйте соответствие расположения мест крепления.
Вставьте в отверстия болты М10 достаточной длины и зафиксируйте двигатель на станине гайками. Во избежание самоотвинчивания в процессе работы приспособления не забудьте подложить гроверные шайбы или установить вторые контргайки.
Рукоятку для управления виброплитой изготовим из стальной водопроводной плиты. Сделать ее не сложно при наличии гибочного приспособления. Не стоит изготавливать его самостоятельно. Обратитесь в ближайшую обслуживающую организацию к слесарям. За скромное «спасибо» они помогут вам справиться с возникшей проблемой.
В нижней части трубы просверлите пару отверстий и закрепите рукоятку к основанию. Для этого предварительно приварите к обрезкам швеллера или самой плите пару уголков с отверстиями.
Поскольку работа нашего приспособления связана с механическими вибрациями, которые негативно сказываются на здоровье рук, рекомендуем максимально снизить это воздействие. Для этого между рукояткой и крепежными уголками установите резиновые шайбы большой толщины.
И напоследок совет: если масса приспособления будет мала для уплотнения некоторых материалов, например, щебня, уложите на плиту дополнительные грузы. В этом качестве подойдут кирпичи, строительные блоки или мешок цемента.